Воскресенье, 19.05.2024, 17:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Форма входа

МОУ Лагуновская основная общеобразовательная школа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Программа развития универсальных учебных действий
01.06.2012, 11:30

3 Программа развития универсальных учебных действий Пояснительная записка Программа развития универсальных учебных действий составлена для обучающихся начальной ступени МОУ Лагуновской основной общеобразовательной школы на основе требований ФГОС к структуре и содержанию программы формирования УУД. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимся социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся. Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Теоретико-методологической основой для составления программы является пакет методических материалов по разработке стандартов второго поколения. Программа содержит: 1.Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования. 2.Характеристики универсальных учебных действий младших школьников. 3.Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов начальной ступени. 4.Показатели сформированности универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. 5.Планируемые результаты освоения обучающимися программы УУД. 6. Типовые диагностические задачи для определения уровня развития универсальных учебных действий. 7. Литература. 8. Приложение. Данная программа является основой внутришкольного контроля за качеством деятельности по формированию УУД, может быть использована при разработке рабочих программ отдельных учебных предметов. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования Ценностные ориентиры начального образования, конкретизирующие общие установки образования, это: 1. Формирование основ гражданской идентичности личности на основе · формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; · восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа. 2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе · доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; · формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников. 3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма · принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им; · ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения; · формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. 4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию · развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; · формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке). 5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: · формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; · развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; · формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; · формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования содержат описание целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося, освоившего основную образовательную программу начального общего образования, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Обобщенный результат освоения обучающимися начальной школы программы развития универсальных учебных действий может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника: ü любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; ü владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; ü доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребенка младшего школьного возраста являются: словесно логическое мышление; произвольная смысловая память; произвольное внимание; письменная речь; произвольная речь с учетом цели и условий коммуникации; интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.

Категория: Мои файлы | Добавил: кошка
Просмотров: 520 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: