Воскресенье, 19.05.2024, 17:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Форма входа

МОУ Лагуновская основная общеобразовательная школа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Программа духовно-нравственного воспитания школьников
01.06.2012, 11:41
Министерство образования и науки УР МОУ Лагуновская основная общеобразовательная школа Рассмотрена Утверждаю на педагогическом совете Директор ОУ _______ И.Н. Ющук Протокол № 1 Приказ № от 31.08.2011 от 01.09.2011 Начала нравственности программа духовно-нравственного воспитания (БУП 2009г) Составитель: заместитель директора по ВР Пономарёва Светлана Андреевна Лагуново 2011 Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………………………………3 Структура системы работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию на ступени начального общего образования …………………………………………….…………….5 Структура и содержание программы……………………………………………………………………6 Планируемые результаты духовно-нравственного развития на ступени начального общего образования……………………………………………………………10 Пояснительная записка Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, неурочной и внешкольной деятельности через совместную деятельность образовательного учреждения, семьи и других социальных институтов. Задачи. В области формирования личностной культуры: • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше». В области формирования социальной культуры: • формирование основ российской гражданской идентичности; • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. В области формирования семейной культуры: • формирование отношения к семье как основе российского общества; • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; • знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. Ценностные установки духовно – нравственного развития и воспитания: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; личность; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие; наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира; традиционные религии, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература; природа — эволюция, родная земля, заповедная природа; планета Земля, экологическое сознание; человечество — мир во всём мире. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: 1. воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; 2. воспитание нравственных чувств и этического сознания; 3. воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни; 4. формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; 5. воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); 6. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях (эстетическое воспитание). Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания: аксиологический принцип; принцип следования нравственному примеру; принцип идентификации (персонификации); принцип диалогического общения; принцип полисубъектности воспитания; принцип системно-деятельностной организации воспитания. Таблица 1. Структура системы работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию на ступени начального основного общего образования Структура и содержание программы. Основные направления духовно-нравственного воспитания осуществляются через уклад школьной жизни, который организован педагогическим коллективом, родителями, учреждениями дополнительного образования и включают различные виды деятельности детей: урочную, внеурочную, внеклассную, внешкольную, семейную, на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России. Схема структуры программы выглядит следующим образом (см.таблицу1) 1. Учебная деятельность Приобщение базовых национальных ценностей через уроки литературного чтения и окружающего мира. «Основы духовной культуры народов мира» 4 класс. «Краеведение» для 2-4 кл., Программа учебного курса «Краеведение» для 2-4 кл., - Дать определенную систему знаний по истории родного края, формировать у учащихся понимание конкретности исторического процесса, соотнесение его с соответствующими процессами в России и мире. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. «Основы духовной культуры народов мира» 4 класс. - Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства ,памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, родного края. Для того чтобы -природа воспринималась как объект красоты ,необходимо вызывать положительные эмоции. 1. Программа внеурочной деятельности «Почемучкины вопросы о жизни, о себе» Настоящая программа создает условия для социального, культурного профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры. 1.1 Программа «Присмотрись, как хорош, мир, в котором ты живешь». Цели данной программы: - формирование представления об окружающем мире и земле. - развитие умение пересказывать и описывать свои наблюдения состояния, впечатления. -научить учащихся наблюдать окружающий мир. - привить умение эстетически оформлять выставки рисунков. 1.2. Программа «Танцы народов мира» Данная программа ориентирована на толерантное воспитание. Целью программы является: - научить учащихся выражать свои мысли и чувства языком танца. - приобщение к здоровому образу жизни. - совмещение развлечения, тренировки и самой уникальности культуры разных народов. 1.3. Программа «С чего начинается Родина…» Цели программы: - формирование уважительного отношения к старшим. - осознание семьи как ценности. - определение своей роли в семье. - встречи с ветеранами, пожилыми людьми. 1.4. Программа «Я, Ты, Мы» Программа содержит следующие цели: - формирование навыков общения со сверстниками. - развитие положительной рефлексии своего «Я». - помочь раскрыть учащимся их таланты. - помочь понять что они хотят изменить в себе. 1.5. Программа «Мастерим своими руками». Программа ориентирована на знакомство с традициями народных ремесел из природного материала, изготовление подарков к праздникам, подготовку выставок поделок для календарных праздников. 1.6. Программа «Сказка ложь, да в ней намек…» Цели программы: - освоение ценностных отношений через сказочные понятия добра и зла. - знакомство и разбор целительных народных сказок. Рисование и раскрашивание. - постановка сказочных миниатюр-драматизаций. - посещение соответствующих выставок, в том числе виртуальных. 2. Программы внешкольной деятельности В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи выстроены педагогически целесообразные партнерские отношения школы с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. И разработаны следующие программы: 2.1 Программа духовно-нравственного воспитания через сотрудничество с СДК. Обеспечение условий для художественно-творческой деятельности детей осуществляется через активное сотрудничество с СДК. Программа включает в себя комплекс мероприятий, проводимых школой совместно с СДК, направленных на формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, развитие коммуникативных навыков и навыков самоорганизации. 2.2. Программа дополнительного образования детей объединение школьной газеты «ШАГ»: «Применение информационно-коммуникационных технологий в издательской деятельности школы». Цель программы формирование у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся. 2.3. Программа объединения музейной комнаты Развитие духовно-нравственной культуры и национального самосознания, основанного на духовной связи с родным народом, формирование самобытной личности, знающей свои корни и любящей Родину. Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с Советом ветеранов. Программа обеспечивает: 1. Систему мероприятий, направленных на привитие любви к своей малой Родине, чувства патриотизма. 2. Воспитание чувства долга и ответственности перед своим Отечеством. Данная программа ставит своей целью воспитание нравственного человека, формирование ценностного, личностного, эмоционально окрашенного отношения к культурному наследию и воспитание любви к своей малой родине путем ознакомления с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно – эстетическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Интерактивные формы работы с участниками программы способствуют осмыслению и сбережению традиционных и нравственных норм. 3. Семейная деятельность Программа Взаимодействие с семьей. Программа предусматривает следующие виды и формы работы с семьей: • день открытых дверей для родителей, общешкольные и классные родительские собрания (лекции, беседы, диспуты, круглые столы ); • благотворительная акция «Помоги семье», акции «Рождественская», интеллектуальные и спортивные конкурсы « Папа, мама, я - спортивная семья», « Папа, мама, я интеллектуальная семья». • индивидуальные консультации классными руководителями. по вопросам воспитания; • общешкольная родительская конференция, издание памяток для родителей по вопросам тематических классных и общешкольных собраний, участие в классных родительских собраниях • родительский всеобуч в форме родительских собраний, направленных на обсуждение с родителями актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания, в форме организационно-деятельностной и психологической игры, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Просвещение родителей через размещение информации на сайте школы, создание информационных стендов, книжных выставок: -о нормативно – правовой базе по воспитанию ребенка, правовыми аспектами; -связанными с ответственностью родителей за воспитание детей: статьями; -Конституции Российской Федерации; Семейного кодекса Российской Федерации; -Закона "Об образовании", Устава школы (права и обязанности родителей); -о социально-психологической службе; -о литературе для родителей в библиотеке школы; -о подготовке ребенка к школе; -о режиме работы школы; -книжные выставки в библиотеке школы по вопросам семейного воспитания; -индивидуальные консультации по подбору литературы. Участие родителей в управлении школой учебно - воспитательным процессом, в организации деятельности общественных родительских формирований через : - работу Управляющего Совета, классные родительские комитеты; деятельность инициативных родителей; - участие в обсуждении публичного доклада, - обсуждение разделов новой редакции Устава школы. Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, по итогам года, итогам проведения акций, различных мероприятий. Формирование семейных ценностей: • формирование отношения к семье как основе общества; • формирование у обучающегося уважительного к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; • формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним; • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношение в семье проецируются на отношение в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Программа завершается ежегодным праздником «Семьи тепло - души отрада». 4. Программа «Итоги года представляем…» проводится с целью интеграции основного и дополнительного образования на основе категорий и ценностей. Задачи программы: * способствовать духовно-нравственному совершенствованию личности путем приобщения к отечественным традиция труда и творчества; * создать благоприятные условия для развития творческих способностей и самореализации участников ярмарки; * формировать мотивацию родителей на совместную со школой и учреждениями дополнительного образования деятельность по нравственному и трудовому воспитанию детей. «Итоги года представляем…» проводится по следующим номинациям: 1. «Первая ступенька» (дипломом отмечается самый старательный ученик 4-го класса); 2. «Через тернии – к звездам» (диплом отмечается самый добросовестный и обязательный ученик 5-9 классов); 3. «Школьные годы чудесные - 1» (дипломом отмечается самый старательный ученик начальной школы); 4. «Школьные годы чудесные - 2» (дипломом отмечается самый старательный ученик 5-9 классов); 5. «К вершине Олимпа» (дипломом отмечается школьник за самые высокие спортивные достижения); 6. «Восходящее солнце» (дипломом отмечается самый творческий ученик); 7. «Правая рука» (дипломом отмечается учащийся, принимающий самое активное участие во всех общешкольных делах); 8. «Настоящий мужчина» (дипломом отмечается мальчик, ярко проявивший мужские черты характера); 9. «Чистейшей прелести чистейший образец» (дипломом отмечается самая аккуратная и прилежная девочка); 10. «Ученик, добившийся успеха» (дипломом отмечается ученик, добившийся успех в сравнении с прошлым годом). 5. Подготовка и переподготовка кадров В школе работает 14 педагогов. 36% педагогов имеют I категорию, 57% - II категорию и 7% без категории. 64% педагогов с высшим образованием, 36% - среднее специальное. На сегодняшний день программы по подготовке и переподготовке кадров реализуются через: * курсы повышения квалификации работников образования; * проблемно-модульную подготовку педагогов в рамках экспериментальной площадки; * через обобщение опыта.


Планируемые результаты духовно-нравственного развития на ступени начального общего образования НаправленияПланируемые результатыУровни воспитательных результатов и эффектов деятельности
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человекаЦенностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; •элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; •опыт социальной и межкультурной коммуникации; •начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.Первый уровень результатов. Первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повсе­дневного опыта. Второй уровень результатов. Получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения. Третий уровень результатов. Получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознанияНачальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; •нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; •уважительное отношение к традиционным религиям; •неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; •уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; •знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизниЦенностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; •ценностное и творческое отношение к учебному труду; •элементарные представления о различных профессиях; •первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; •осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; •первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; •потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; •мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизниЦенностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; •элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; •первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; •первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; •знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)Ценностное отношение к природе; •первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; •элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; •первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; •личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6. Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении и поступках людей; •элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; •первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; •мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Категория: Мои файлы | Добавил: кошка
Просмотров: 761 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: